ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении областного конкурса по изготовлению тактильной рукодельной
книги для слабовидящих и незрячих детей «Мир на кончиках пальцев»,
посвященного году Байкала в Иркутской области в 2021 году
1. Общие положения
1.1. Областной конкурс по изготовлению тактильной рукодельной книги для слабовидящих и незрячих детей «Мир на кончиках пальцев», посвященный году Байкала в Иркутской области (далее - Конкурс) организован ГБУК «Иркутской областной специальной библиотекой для слепых» и Иркутской региональной организацией ВОС.
1.2. Настоящее Положение определяет цели и задачи Конкурса, порядок и сроки проведения.
1.3. Ответственный за организацию и проведение Конкурса: Лаптева Валентина Александровна, директор ИОСБС.
2. Цели и задачи Конкурса
2.1. Привлечение внимания широкой общественности к проблемам формирования фонда тактильных книг для детей с особенными потребностями.
2.2. Формирование фонда тактильных книг для слабовидящих и незрячих детей на территории Иркутской области.
2.3. Приобщение детей с нарушениями зрения к книге, как к источнику формирования полноты и отчетливости представления об окружающем мире.
2.4. Содействие абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.5. Воспитание в обществе толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями.
2.6. Формирование у подрастающего поколения экологической культуры и бережного отношения к природе.
3. Номинации Конкурса
3.1. «Лучшая сказка о Байкале». Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, рассказывающая о сказках и легендах озера Байкал.
3.2. «Лучшая книга о животных Байкала». Развивающая книга об уникальных обитателях озера, флоре и фауне. Для младшего и среднего школьного возраста.
3.3. «Лучшая познавательная книга о Байкале». Познавательная книга для детей с целью формирования знаний об озере Байкал.
4. Участники Конкурса
4.1. В Конкурсе могут принимать участие индивидуальные авторы и авторские коллективы, а также библиотеки, библиотечные пункты, школы, детские сады и другие учреждения.
4.2. Возраст участников не ограничен.
5. Порядок и сроки проведения Конкурса
5.1. Конкурс проводится с 3 февраля по 21 сентября 2021 года.
5.2. Срок приема работ до 1 сентября 2021 года. Заявки на участие в Конкурсе и конкурсные работы принимаются по адресу: 664025, Иркутск, ул. Степана Разина, 30, городской абонемент, тел. 8 (3952) 217-063, e-mail: icbc@mail.ru.
5.3. Для участия в Конкурсе необходимо представить заявку на участие (Приложение 2), конкурсную работу любого жанра с указанием номинации конкурса (количество работ для одного участника неограниченно).
5.4. Книги, представленные на Конкурс, должны соответствовать основным требованиям безопасности и рекомендациям по изготовлению тактильных книг (страница 5 данного Положения).
5.5. Книга может сопровождаться брайлевским (для уже умеющих читать) или крупным текстом (для слабовидящих). Текст может располагаться вверху или внизу страницы; либо на левой стороне разворота книги; либо в виде отдельной книжки.
5.6. Принимая участие в настоящем Конкурсе участник гарантирует, что представленная на Конкурс работа не будет нарушать права третьих лиц, включая права собственности, авторские, смежные, патентные права, личные, гражданские, договорные и иные права, а также не наносит вреда их чести, достоинству и деловой репутации, не содержит никаких незаконных и (или) запрещенных к обнародованию материалов.
6. Критерии и порядок оценки работ
6.1. Критерии оценки работ. Жюри оценивает представленные на Конкурс работы с учетом следующих критериев:
- актуальность;
- оригинальность;
- соблюдение требований Положения о конкурсе, указанных в разделе 5 настоящего Положения;
6.2. Порядок оценки работ. Работы оцениваются членами жюри, в соответствие с требованиями Конкурса
6.2.1. Победители награждаются дипломами с указанием номинации победителя и ценными подарками.
6.2.2. Участникам Конкурса, не определенным как победители Конкурса, вручаются благодарности за участие в конкурсе от Иркутской областной специальной библиотеки для слепых.
6.2.3. Объявление и награждение победителей Конкурса осуществляется публично, в торжественной обстановке.
6.2.4. Информация о результатах Конкурса размещается на официальном сайте ИОСБС (http://ircbc.ru/), Иркутской региональной организации ВОС (http://irkvos.ru/o-nas/).
6.3. Все конкурсные работы будут представлены на выставке, в последующем остаются в книжном фонде библиотеки.
7. Критерии и порядок оценки работ
7.1. Организаторы конкурса оставляют за собой право оперативно вносить дополнения и изменения в текст настоящего Положения и прочие документы, регламентирующие процесс подготовки и проведения мероприятия.
ЗАЯВКА
для участия в окружном конкурсе по изготовлению тактильной рукодельной
книги для слабовидящих и незрячих детей «Мир на кончиках пальцев»,
посвященному году Байкала в Иркутской области и России
ФИО участника (название коллектива) |
|
Адрес, контактный телефон |
|
Номинация |
|
Название работы |
|
Основные требования безопасности и рекомендации
по изготовлению тактильных книг
Общие требования
ü Четкий контраст: контраст фона и предмета по материалу и по цвету.
ü Формат книги не более листа А 4, чтобы ребенку было удобно взять книгу в руки.
ü Книга не должна быть тяжелой.
ü Страницы должны быть приятными на ощупь.
ü Книга должна вызывать только положительные эмоции у ребенка, она должна быть комфортной.
ü Книга должна быть прочной и безопасной для ребенка.
ü К количеству и качеству изображений:
ü Книга должна быть не перегружена изображениями предметов на одной странице.
ü Изображения должны быть легко осязаемыми.
ü Книга должна нести очень точный, выверенный эталонный образ данного предмета или живого существа. Например, у собаки, независимо от того, в фас она изображена или в профиль, обязательно должно быть четыре ноги, два глаза, хвост, уши, которые можно тактильно ощутить.
ü Если один и тот же предмет повторяется на нескольких страницах, необходимо сохранять его единый размер, конфигурацию, чтобы ребенок не перепутал его с другим.
ü При изображении людей, животных и предметов важно соблюдать точные пропорции, как деталей в каждом предмете, так и разных предметов (кошка больше мышки и т.д.).
ü При изображении людей, животных и предметов надо соблюдать соотнесенность с реальными свойствами предметов ("фланелевая" кошка может быть не воспринята ребенком, поскольку "кошка не может быть "платьицем").
ü Цвета в изображении людей, животных, предметов должны соответствовать натуральным.
Методы изготовления
ü Для обозначения низа страницы по его краю пришивается шнурок, пуговица и т.д.
ü Предметы можно прикрепить на шнурки, кнопки, липучки.
ü Можно широко использовать различные аппликации.
ü Страницы книги из мягких материалов можно сшить различными способами или связать мягкой веревочкой или шнурком.
ü Если в книге много предметов, прикрепленных на шнурках, липучках и т. д., то лучше, чтобы книга закрывалась на завязки, липучки или кнопки.
ü Внутрь каждой шитой страницы лучше бы вложить слой ткани, чтобы страница была пухлой. Это, как показывает практика, делает книгу для ребенка более тактильно комфортной, а аппликации более выпуклыми и удобными для восприятия.
ü Книга может сопровождаться брайлевским (для уже умеющих читать) или крупным текстом (для слабовидящих). Текст может располагаться вверху или внизу страницы; либо на левой стороне разворота книги; либо в виде отдельной книжки.
Материалы
Используются только экологически чистые материалы и клей. Они должны вызывать у ребенка только положительные эмоции. Можно использовать хорошо отполированное дерево, покрытое экологически чистым лаком; различные ткани (вельвет, бархат, плюш, байка, фланель); мех с коротким ворсом, кожу; бумагу с не очень гладкой, шероховатой, бархатистой поверхностью. Для развития мелкой моторики у детей рекомендуем широко использовать мягкую игрушку, карманы, клапаны, мешочки, которые можно закрывать и открывать, а также молнии, пуговицы, липучки, настоящие предметы - свистки, кошельки, крупы и т. д.
Совет опытных мастеров: не нужно гнаться за объёмом. Несколько страниц вполне достаточно. Выберите 3-5 главных эпизодов сказки или стихотворения, а полный текст может быть в брошюрке в специальном кармане. Чем меньше объектов на странице, тем легче ребёнок поймёт, о чём речь.
С книжкой и её элементами должно быть интересно играть, например, может быть главный герой, персонаж (на верёвочке, чтобы не потерялся), который путешествует по страницам.
Книжка должна учить. Её элементы можно считать, они отстёгиваются, переплетаются, завязываются, есть молнии, липучки, пуговицы, кармашки. Кстати, если есть кармашек, в нём должно что-то лежать, иначе ребёнок расстроится. Хорошо, если страницы разных цветов, это побуждает их листать, рассматривать. Материалы должны быть разные по фактуре. Пусть лёд имитирует гладкая, «скользкая» ткань, облако — рыхлая вата, песок — шершавая мешковина, гриб — кожаный лоскут.
Обязательные требования безопасности: закруглённые углы, желательно обшитые края, если страницы картонные. Низ страницы помечается тесьмой или треугольником, чтобы незрячий ребёнок мог определить, как правильно держать книгу. Если вы делаете азбуку, буквы должны быть крупные и объёмные. Если есть текст, он должен быть крупнопечатным. Фон страниц не должен быть ярким.